Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок
+7 (495) 434-60-82
Закрыть меню

Разработка и применение проф.стандартов

Независимая оценка квалификации

Профессионально-общественная аккредитация

Общественные обсуждения и общественный контроль — на конструктив

Общественное обсуждение и общественный контроль – как элементы конструктивного взаимодействия общества и государства

 

Существенной новацией контрактной системы является возможность общественного обсуждения закупок. Это важный элемент становления новой системы, который дает возможность каждому человеку принять участие в анализе распределения государственных и муниципальных средств, проконтролировать предмет закупки, его целесообразность, количественные и качественные требования. С введением общественного обсуждения планов-графиков и закупок, возникает возможность дополнительного повышения качества расходования бюджетных средств и их эффективности.

Особо важно следует подчеркнуть, что общественное обсуждение, как и иные формы общественного контроля, могут привносить в закупку как деструктив (срыв сроков закупки и т.д.), так и конструктив (предотвращение потенциальных нарушений, улучшение качества проведения и повышение эффективности закупки). И в первую очередь это зависит от квалификации и целей тех лиц, которые принимают участие в общественном обсуждении – экспертам Партнерства приходилось сталкиваться с самыми различными случаями.

Наиболее продуктивным для заказчиков оказался формат проведения негласного предварительного анализа документаций о закупке. В случае заинтересованности обращайтесь в Партнерство – расскажем более подробно, как такой предварительный аудит проводится и какие эффекты дает заказчику.

А здесь далее мы опишем публичный формат обязательных общественных обсуждений.

 

История механизма общественных обсуждений

 

Наши эксперты с 2012 года участвуют в общественном обсуждении закупок стоимостью свыше 1 млрд. рублей каждая на форуме официального сайта для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг zakupki.gov.ru, в настоящее время – Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — официальный сайт). После вступления в 2014 году в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) у заказчиков появилась обязанность сначала обсудить план-график, а уже потом уже сами закупки в специальном разделе официального сайта.

Идею о мониторинге закупок стоимостью выше 1 миллиарда рублей высказал Президент России Владимир Путин в своей статье «О наших экономических задачах», опубликованной в газете «Ведомости» в феврале 2012 года. Вскоре после этого вышло официальное Поручение Правительства РФ от 2 августа 2012 г. № АД-П13-4450, на основе которого обсуждения начали становиться обязательными. В тот период времени они затрагивали лишь согласование документации с общественностью, не касаясь стадий планирования закупки и исполнения контракта.  

Суть общественного обсуждения сводится к тому, что зарегистрированные пользователи задают заказчику, разместившему закупочную документацию на официальном сайте вопросы. Он в свою очередь обязан на них ответить.

Указанным Поручением Правительства РФ предусматривались два стадии обязательного общественного обсуждения. Первая стадия проводилась в заочной форме, путем переписки на форуме официального сайта, и заканчивалась за 15 дней до даты окончания приема заявок на процедуру.

Всех заинтересованных лиц, размещающих свои комментарии на форуме официального сайта государственных закупок, заказчик приглашает на вторую стадию — очное обсуждение. Данное мероприятие в упрощенном варианте также содержит схему «вопрос» и «официальный ответ», но уже в формате очного присутствия сторон.

Вторая (очная) стадия общественного обсуждения должна была быть завершена за 10 дней до даты окончания приема заявок.

 

Порядок проведения общественных обсуждений

 

С 1 января 2014 года в соответствии со статьями 20 и 112 Закона №44-ФЗ обязательное общественное обсуждение закупок проводится:

- при закупках с начальной (максимальной) ценой или ценой контракта, превышающей 1 миллиард рублей;

- дополнительно - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Порядок мониторинга закупок стоимостью выше миллиарда рублей регламентировался последовательно приказами Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. № 578 и от 30 октября 2015 г. № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» (название у приказов идентичное).

С 01 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Утвержденные данным Постановлением Правила очень близки по описываемой процедуре ранее действовавшим приказам Минэкономразвития. А именно, выделяется два этапа общественного обсуждения: обсуждение информации, включенной в план закупок (первый этап), и обсуждение извещения и документации (второй этап).

Основной целью обсуждения планов и планов-графиков закупок является повышение прозрачности планирования государственных закупок, помощь поставщикам, которые смогут выстраивать свои бизнес-процессы под закупки определенных заказчиков, а также осуществление общественного контроля.

Механизм общественного обсуждения заключается в том, что заказчик размещает в ЕИС информацию о предполагаемой закупке со ссылкой на номер закупки в своем плане-графике, а зарегистрированные пользователи официального сайта могут задавать заказчику, разместившему планы-графики, вопросы по планируемым закупкам. Он в свою очередь обязан на них ответить. По результатам общественного обсуждения заказчик обязан опубликовать на официальном сайте zakupki.gov.ru итоговый протокол. В нем он должен сообщить о решении размещать извещение о закупке или внести корректировки в план или план-график. Всех заинтересованных лиц, размещающих свои комментарии специализированном разделе официального сайта, заказчик приглашает на очное обсуждение.  Данное мероприятие в упрощенном варианте содержит схему «вопрос» и «официальный ответ».

Ключевые моменты общественного обсуждения планов закупок:

- Заказчик обязан указывать информацию о проведении обязательного общественного обсуждения в плане закупок и плане-графике закупок (Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043; Приказ Минэкономразвития и  Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18 н.).

- Общественное обсуждение плана должно проходить не менее 20 дней с момента его публикации.

- Не позднее 10 дней после окончания общественного обсуждения размещенного заказчиком на официальном сайте плана закупок заказчик проводит очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке, включенной в план и подлежащей обязательному общественному обсуждению.

- Установленный порядок общественного обсуждения планов не применяется в случаях планирования и осуществления закупок: закрытых способов определения поставщика, в рамках государственного оборонного заказа и единственного поставщика по решению Президента/Правительства  (п.2 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).

Важным отличием от ранее действующих требований является то, что на уровне Постановления закреплено требование к потенциальным участникам общественного обсуждения пройти специальную процедуру регистрации в ЕИС, после чего им будет предоставлен доступ к «специализированному разделу», где смогут оставлять свои замечания и предложения.

Следует отметить, что пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона 44-ФЗ предусмотрено право субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать дополнительные требования для проведения обязательного общественного обсуждения. По состоянию на декабрь 2016 года таким правом воспользовались 19 субъектов РФ и 29 муниципальных образований. При этом особую активность в данной сфере нормотворчества можно отметить в Свердловской области, где подобные акты приняты и на региональном уровне, и в 11 муниципальных образованиях.

Для общественных контролеров в сфере государственных и муниципальных закупок Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации были разработаны методические рекомендации, содержащие информацию порядке действий общественников, об основных нарушениях, которые чаще всего допускают заказчики, а также механизмах противодействия им. Рекомендации основаны на опыте экспертов, которые осуществляют мониторинг сверхдорогих госзакупок на протяжении ряда лет.

 

Финансовая эффективность общественных обсуждений

Чтобы оценить потенциальную финансовую эффективность от общественных обсуждений госзакупок, рассмотрим конкретный пример.

Заказчик из технического задания на строительство Больничного комплекса на 65 коек и поликлиникой на 200 посещений в смену представил только ТЗ на подключение видеонаблюдения за ходом строительства объекта, что явно ограничивало возможность участия «посторонних» подрядчиков.

После замечаний экспертов заказчик опубликовал недостающие документы. В итоге в аукционе по данному заказу приняло участие две компании. При начальной (максимальной) цене контракта 3,7 млрд. рублей победитель аукциона снизил ее до 2,8 млрд. рублей. Экономия составила 925 млн рублей, или 25% от начальной цены.